Условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Уваровщинская сош» Кирсановского района
О специально оборудованных учебных кабинетах:
• Имеется частично;
• Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом в соответствии с его ростом и состоянием зрения. Типы и основные размеры парт, столов и стульев ученических предусмотрены соответствующими ГОСТами (ГОСТ 5994-72 "Парты ученические", ГОСТ 11015-77 "Столы ученические" и ГОСТ 11016-77 "Стулья ученические")
• В школе имеются помещения, в которые обеспечен доступ детям-инвалидам, в том числе имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: кабинет психолога, медицинский кабинет, комната психологической разгрузки, спортзал, трудовые мастерские библиотека, столовая, а также классные помещения, в которых обучаются дети-инвалиды и дети с ОВЗ. На первом этаже корпуса №1 обустроен вход для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, санитарно-гигиеническое помещение обустроено в соответствии с требованиями СанПиН, имеются сидение для унитаза для детей с нарушением в развитии ОДА (ДЦП), поручни.
• в дошкольном отделении - учебные кабинеты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, отсутствуют.
Практическое занятие - это занятие, проводимое под руководством учителя в учебной аудитории, применяемые для на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы.
Объектом проведения практических занятий – это кабинеты, мастерские, лаборатории и т.д., в которых ведущая роль отводится практическим работам, тренировочным занятиям.
Кабинеты оснащены в соответствии с требованиями ФГОС. Кабинеты укомплектованы мебелью.
В кабинетах имеется интерактивное оборудование (проектор, экран), принтер, колонки. Кабинеты обеспечены специализированными приборами, необходимыми для проведения практических занятий.
Ежегодно в целях соблюдения требований СанПиН в кабинетах проводятся текущие ремонты. Организован свободный доступ к местам занятий.
Для проведения коррекционно-практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья оборудованы:
Сенсорная комната
- Трубка воздушно-пузырьковая на платформе
- Комплект акриловых зеркал
- Сухой бассейн
- Мягкая форма
- Балансировочная доска-лабиринт тип 1
- Балансировочная доска-лабиринт тип 2
- Настенный лабиринт тип 1
- Настенный лабиринт тип 2
- Развивающая панель
- Лабиринт тип 1
- Лабиринт тип 2
- Фиброоптическое волокно (в комплекте источник света)
- Зеркальный шар с мотором (в комплекте источник света)
- Световой проектор со встроенным ротатором
- Колесо спецэффектов тип 1.
- Колесо спецэффектов тип 2.
- Интерактивная светозвуковая панель
Кабинет психолога
- Специализированный программно-технический комплекс.
- Комплект для диагностики дифференциацийэмоциональной сферы ребенка.
- Комплект для оценки психоэмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости
- Комплект для оценки и прогназирования агрессивного поведения.
- Опросник для диагностики личностных черт.
- Комплект для диагностики минимальной мозговой дисфункции.
- Комплект для экспресс-диагностики работоспособности и функционального состояния.
- Комплект для диагностики и коррекции нервно-психического состояния.
- Набор психолога.
В библиотеке для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеются специальные (коррекционные) учебники
В нашем учебном заведение оборудован специальный лечебно-физкультурный кабинет (кабинет ЛФК) в котором имеется средства приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Кабинет лечебной физкультуры:
- Мяч для сжимания - 1шт.
- Мяч-яйцо для сжимания - 1шт.
- Тренажер для пальцев - 1шт.
- Кистевой эспандер для реабилитации - 1шт.
- Силовая сетка - 1шт.
- Комбинированная силовая сетка- 1шт.
- Манжеты утяжеленные тип 1 - 1шт.
- Манжеты утяжеленные тип 2 - 1шт.
- Манжеты утяжеленные тип 3 - 1шт.
- Педальный тренажер с электродвигателем - 1шт.
Средством обучения и воспитания – являются все те материалы, с помощью которых учитель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. Осуществить принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: схемы, карты, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски, диапозитивы.
Для обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в школе так же имеется:
Аппаратно-программный комплекс для слабовидящих (2 комплекта)
- Специализированный программно-технический комплекс для слабовидящих.
- Гарнитура компактная.
- Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой.
- Стационарный увеличитель.
- Партотивное устройство для чтения печатных материалов.
- Линейка с тактильными метками.
- Треугольник с тактильными метками.
-
Транспортир с тактильными метками.
Аппаратно- программный комплекс для обучающихся с нарушением слуха и речи (1 комплект)
- Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с нарушениями слуха и речи.
- Специализированная гарнитура
- Аппарат для коррекции речи.
- Аппарат звукоусиливающий с модулем вибротактильного восприятия с переходником для подключения к компьютеру.
- Система звукового поля.
Аппаратно-программный комплекс для обучающихся с нарушением с нарушениями ОДА ( 2 комплекта)
- Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ.
- Гарнитура компактная.
- Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой.
- Выносная компьютерная кнопка большая.
- Компьютерный джостик в комплекте с двумя выностными кнопками.
Обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
-
Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов (ОДА, с нарушениями слуха и зрения). Зона оказания услуг (1 этаж) доступна для всех категорий инвалидов, 2 этаж доступен с помощью сопровождающего из числа сотрудников школы. На первом этаже без перепада высот от уровня входа находится учебные аудитории. Частично обеспечена доступность путей движения. Учебные места аудиторий 2 этажа не предназначены для подъезда и разворота кресла-коляски;
-
Имеется пандус для входа в основное здание школы, при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание или помещения образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
-
В корпусе № 1 со стороны запасного эвакуационного выхода обустроен пандус, установлена доступная входная группа: проем дверей соответствует требованиям нормативов, необходимых для прохода инвалида, передвигающегося на коляске, имеются соответствующие указатели. Со стороны центрального входа входные группы доступны (соответствуют требуемым размерам) для детей-инвалидов, имеющих различные нарушения, в том числе опорно-двигательного аппарата.
-
В рамках программы «Доступная среда» учреждение укомплектовано пандус-платформой (складной) для детей с нарушениями в развитии ОДА (ДЦП).
-
Холл первого этажа корпуса №1 оборудован поручнями.
-
В школьном туалете предусмотрена одна специализированная туалетная кабинка для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине составляет не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы прочно закреплены. Раковины в туалете предусмотретна на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой же высоте.
-
Имеется цветная маркировка для слабовидящих граждан.
-
Школа обеспечила визуальные таблички, пиктограммы и знаки для инвалидов по зрению, предназначены для облегчения ориентации, повышения безопасности, получения достаточного количества информации, в условиях образовательной организации.
Специальные условия питания:
-
условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: дотационное (бесплатное) питание;
-
в дошкольном отделении — организация питания осуществляется на основе принципов «щадящего питания». При приготовлении блюд соблюдаться щадящие технологии: варка, запекание, припускание, пассированние, тушение, приготовление на пару. Дети-инвалиды, посещающие школу, питаются бесплатно.
Специальные условия охраны здоровья:
-
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
-
В школе имеются оборудованная медицинская комната. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует лицензированный медицинский кабинет. Оснащение: медицинская документация, ростомер, медицинские весы, холодильник, бактерицидная лампа, облучатель бактерицидный, аппарат для измерения артериального давления, умывальник и другой медицинский инструментарий, градусники, медикаменты для оказания первой медицинской помощи.
-
Учреждение обеспечено бактерицидными рециркуляторами воздуха.
-
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. Возможно дистанционное обучение, обучение на дому, обучение по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
-
Организован постоянный контроль со стороны администрации школы и медицинской сестры за соблюдением санитарных норм и правил, эпидемиологического режима, организации приема пищи и норм питания, расписанием занятий, прохождением педагогическим коллективом медицинского осмотра.
-
Составление образовательного маршрута для детей с ОВЗ и детей – инвалидов производится с учетом их психофизических возможностей.
-
Учебный процесс детей-инвалидов и детей с ОВЗ сопровождается педагогом - психологом, социальным педагогом.
-
Занятия физической культурой осуществляются с учетом установленной для ребенка группы здоровья.
-
В Учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия: проведение профилактических осмотров; мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении; осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости; обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием всех помещений Учреждения; осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий; осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
-
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил.
-
В дошкольных группах проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры. Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
-
особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с сайтом образовательной организации, на котором существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски;
-
В кабинете русского языка и литературы, 2 кабинетах начальной школы и библиотеке установлены компьютеры с программами для детей с ослабленным зрением и не имеющим возможности писать самостоятельно. Кроме того, в школьной библиотеке имеются два увеличителя текста и мультимедийное обеспечение для неслышащих и слабослышащих детей с нарушением речи.
-
В дошкольном отделении — воспитанники не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
-
Имеется мультимедийное обеспечение для неслышащих и слабослышащих детей с нарушением речи «Живой звук 3.01»
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: -
В рамках программы «Доступная среда» учреждение укомплектовано: аппаратно-программным комплексом для детей с нарушениями в развитии ОПА (ДЦП) (3 шт., 1 - используется в начальной школе); аппаратно-программным комплексом для слабослышащих детей (1 шт.); комплектом оборудования для слабослышащих детей (система звукового поля на класс) (1 шт.): столиком для детей с нарушением в развитии.
-
Для детей со сложной структурой дефекта (слабовидящая, умственно отсталая), были закуплены специальные учебники и выданы на бесплатной основе
-
В случае необходимости, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования могут быть предоставлены. Во время проведения занятий в классах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет.
-
В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования предоставляются в постоянное пользование
-
В дошкольном отделении специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не имеется.
Электронне образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ:
-
Нарушение слуха
1. http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=409 информационно-методический портал по инклюзивному образованию. Содержит статьи, методические разработки занятий, а также нормативно-правовые акты, служащие основой работы с детьми с ОВЗ.
2. http://www.deafworld.ruсайт содержит обширный методический материал для развития и обучения детей с первого дня их жизни. На сайте обозначены социальные вопросы и ответы на них. Сайт полезен учителю – сурдопедагогу и родителям.
3. https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-sluxa-v-shkole/ информационный сайт, который могут использовать и родители и учитель. На сайте можно найти информацию о особенностях детей с НС, методами и приемами их обучения, проконсультироваться с специалистом, посмотреть, как живут люди с такой особенностью.
4. https://www.youhear.ru/materials_for_rehab_with_cochlea_implant/ сайт содержит методические материалы для работы детей с нарушениями слуха на разных этапах обучения.
Эти сайты могут использовать учителя – сурдопедагоги и родители. -
Нарушение зрения –
1. http://www.defectolog.ru Рекомендации для родителей по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи, умственного, двигательного развития, поведения, задержкой развития. Информация о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии и др. Советы по вопросам воспитания: рекомендации дефектолога, логопеда, психолога. Сборник развивающих игр.
2. www.sona-mar.narod.ru«Слепой ребенок» – сайт рассказывает об особенностях воспитания, обучения и адаптации незрячих детей на примере личного опыта матери незрячего ребенка. Здесь собраны материалы, описывающие особенности развития детей с различными нарушениями зрения, перечисляются ссылки на сайты с родственной тематикой.
3. www.rgbs.ru– Российская государственная библиотека для слепых (РГБС). РГБС – специализированная библиотека универсального профиля, обслуживающая инвалидов по зрению, уникальное книгохранилище всех видов и жанров литературы, как на обычных, так и на специальных носителях. В своей работе сотрудники РГБС активно используют современные информационные и компьютерные технологии: создана электронная база данных на все виды документов, работает компьютерный зал с выходом в Интернет и доступом к базам данных крупнейших библиотек Москвы. На сайте библиотеки можно ознакомиться со свежими новостями, подобрать литературу через электронный каталог, узнать об информационных ресурсах, издательской деятельности и правилах пользования библиотекой.
4. http://www.lekoteka.ru/ Российская Лекотека — это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Для специалистов предлагается нормативная документация, каталог оборудования, игровых и методических материалов, ответы на вопросы, информация о курсах. Эти сайты полезны учителям – тифлопедагогам и родителям. -
Задержка психического развития (ЗПР) —
1. https://www.logopedprofi.ru/detjam-s-zaderzhkoj-psihomotornogo-razvitija/ сайт центра развития и абилитации ребенка. Сайт содержит материал для логопедической работы с детьми с ЗПР, также представлен материал для консультирования родителей.
2. http://logoped.sad60.edusite.ru/p23aa1.html сайт учителя логопеда, которые содержит материалы по работе с детьми с зпр, методические рекомендации по организации работы с такими детьми, а также упражнения, игры и занятия, направленные на коррекцию.
3.https://topmpk.jimdo.com/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D0%BC-%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D0%BF/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%BF%D1%80/ сайт, который будет очень кстати, когда ребенок пойдет в детский сад и в первый класс, так как этот сайт содержит ответы на самые главные вопросы родителей: как будут работать с моим ребенком? Как будут оценивать его деятельность? Будет ли ребенок сдавать экзамен и тд.
4.http://profilaktika.tomsk.ru/?p=11039 сайт центра медицинской профилактики, который рассказывает о ЗПР с точки зрения медицины, также представлены примеры коррекционных занятий и консультации для родителей.
Эти сайты могут использовать учителя, учителя – логопеды и родители. -
Нарушение интеллектуального развития
1. http://laska-alania.ru/parents.php сайт детского дома интерната для детей с НИР. Сайт содержит материал о том, как строят жизнь дети с данной особенностью, можно прочитать советы по развитию и воспитанию ребенка.
2. http://www.bekhterev.ru/clinika/psihiatriya/deti/umstvennaya-otstalost/index.php сайт национального медицинского центра психологии и неврологии им В.М. Бехтерева. Сайт содержит материал о заболевании, с медицинской точки зрения. Представлен материал для диагностики и коррекции заболевания.
3. http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
Тяжелые нарушения речи
1. http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4845 сайт управления образования республики Беларусь. Сайт содержит опыт учителей по работе с детьми с ТНР.
2. https://xn--90ailsaobcfbu5g.xn--p1ai/ сайт психологической помощи семьям, которые воспитывают особого ребенка и не знают, какую тактику выбрать.
3. https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения. -
Нарушения опорно-двигательного аппарата
1 http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
2.http://aplazia.invamama.ru/ сайт о пороках развития конечностей у детей. Материал представлен кратко и точно.
3.http://www.elfikacka3ka.ru/ сайт сказкатерапии, который полезен и учителям и родителям.
Расстройство поведения и общения
1. http://etoneotvet.ru/ сайт социальной поддержки особых детей.
2. http://deti-kak-deti.org/index.html сайт о особых детях, их жизни. Больше похоже на социальный блог, но есть информация о воспитании и обучении.
3. https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения. -
Наибольшую образовательную ценность представляют бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ.
https://www.igraemsa.ru/ онлайн платформа детских игр. У сайта удобная навигация. Главная цель сайта – развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося. Материал красочный, соответствует возрастным нормам.
https://iqsha.ru/ онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.
https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/ Яндекс учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания, а могут использовать готовы. Существенный плюс платформы в том, что ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета: русский и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы предметов, что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний.
https://uchi.ru/teachers/stats/main — отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит большее количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет сократить учителю анализ деятельности, все результаты фиксируются на диаграмме. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела, которые дублируют раздела рабочей программы, что является существенным подспорьем для учителя и родителей.
https://chudo-udo.info/ детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
http://poskladam.ru/ онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русскому языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и родителей.
https://www.yaklass.ru/p — образовательная платформа «Якласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную придет отчет о ошибках и успехах.
Общежитие и интернат:
-
Проживание в общежитии для обучающихся с ОВЗ не предусмотрено.