Условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Уваровщинская сош» Кирсановского района
О специально оборудованных учебных кабинетах:
• Имеется частично;
• Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом в соответствии с его ростом и состоянием зрения. Типы и основные размеры парт, столов и стульев ученических предусмотрены соответствующими ГОСТами (ГОСТ 5994-72 "Парты ученические", ГОСТ 11015-77 "Столы ученические" и ГОСТ 11016-77 "Стулья ученические")
• В школе имеются помещения, в которые обеспечен доступ детям-инвалидам, в том числе имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: кабинет психолога, медицинский кабинет, комната психологической разгрузки, спортзал, трудовые мастерские библиотека, столовая, а также классные помещения, в которых обучаются дети-инвалиды и дети с ОВЗ. На первом этаже корпуса №1 обустроен вход для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, санитарно-гигиеническое помещение обустроено в соответствии с требованиями СанПиН, имеются сидение для унитаза для детей с нарушением в развитии ОДА (ДЦП), поручни.
• в дошкольном отделении - учебные кабинеты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, отсутствуют.
Практическое занятие - это занятие, проводимое под руководством учителя в учебной аудитории, применяемые для на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы.
Объектом проведения практических занятий – это кабинеты, мастерские, лаборатории и т.д., в которых ведущая роль отводится практическим работам, тренировочным занятиям.
Кабинеты оснащены в соответствии с требованиями ФГОС. Кабинеты укомплектованы мебелью.
В кабинетах имеется интерактивное оборудование (проектор, экран), принтер, колонки. Кабинеты обеспечены специализированными приборами, необходимыми для проведения практических занятий.
Ежегодно в целях соблюдения требований СанПиН в кабинетах проводятся текущие ремонты. Организован свободный доступ к местам занятий.
Для проведения коррекционно-практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья оборудованы:
Сенсорная комната
- Трубка воздушно-пузырьковая на платформе
- Комплект акриловых зеркал
- Сухой бассейн
- Мягкая форма
- Балансировочная доска-лабиринт тип 1
- Балансировочная доска-лабиринт тип 2
- Настенный лабиринт тип 1
- Настенный лабиринт тип 2
- Развивающая панель
- Лабиринт тип 1
- Лабиринт тип 2
- Фиброоптическое волокно (в комплекте источник света)
- Зеркальный шар с мотором (в комплекте источник света)
- Световой проектор со встроенным ротатором
- Колесо спецэффектов тип 1.
- Колесо спецэффектов тип 2.
- Интерактивная светозвуковая панель
Кабинет психолога
- Специализированный программно-технический комплекс.
- Комплект для диагностики дифференциацийэмоциональной сферы ребенка.
- Комплект для оценки психоэмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости
- Комплект для оценки и прогназирования агрессивного поведения.
- Опросник для диагностики личностных черт.
- Комплект для диагностики минимальной мозговой дисфункции.
- Комплект для экспресс-диагностики работоспособности и функционального состояния.
- Комплект для диагностики и коррекции нервно-психического состояния.
- Набор психолога.
В библиотеке для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеются специальные (коррекционные) учебники
В нашем учебном заведение оборудован специальный лечебно-физкультурный кабинет (кабинет ЛФК) в котором имеется средства приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Кабинет лечебной физкультуры:
- Мяч для сжимания - 1шт.
- Мяч-яйцо для сжимания - 1шт.
- Тренажер для пальцев - 1шт.
- Кистевой эспандер для реабилитации - 1шт.
- Силовая сетка - 1шт.
- Комбинированная силовая сетка- 1шт.
- Манжеты утяжеленные тип 1 - 1шт.
- Манжеты утяжеленные тип 2 - 1шт.
- Манжеты утяжеленные тип 3 - 1шт.
- Педальный тренажер с электродвигателем - 1шт.
Средством обучения и воспитания – являются все те материалы, с помощью которых учитель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. Осуществить принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: схемы, карты, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски, диапозитивы.
Для обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в школе так же имеется:
Аппаратно-программный комплекс для слабовидящих (2 комплекта)
- Специализированный программно-технический комплекс для слабовидящих.
- Гарнитура компактная.
- Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой.
- Стационарный увеличитель.
- Партотивное устройство для чтения печатных материалов.
- Линейка с тактильными метками.
- Треугольник с тактильными метками.
-
Транспортир с тактильными метками.
Аппаратно- программный комплекс для обучающихся с нарушением слуха и речи (1 комплект)
- Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с нарушениями слуха и речи.
- Специализированная гарнитура
- Аппарат для коррекции речи.
- Аппарат звукоусиливающий с модулем вибротактильного восприятия с переходником для подключения к компьютеру.
- Система звукового поля.
Аппаратно-программный комплекс для обучающихся с нарушением с нарушениями ОДА ( 2 комплекта)
- Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ.
- Гарнитура компактная.
- Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой.
- Выносная компьютерная кнопка большая.
- Компьютерный джостик в комплекте с двумя выностными кнопками.
Обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
-
Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов (ОДА, с нарушениями слуха и зрения). Зона оказания услуг (1 этаж) доступна для всех категорий инвалидов, 2 этаж доступен с помощью сопровождающего из числа сотрудников школы. На первом этаже без перепада высот от уровня входа находится учебные аудитории. Частично обеспечена доступность путей движения. Учебные места аудиторий 2 этажа не предназначены для подъезда и разворота кресла-коляски;
-
Имеется пандус для входа в основное здание школы, при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание или помещения образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
-
В корпусе № 1 со стороны запасного эвакуационного выхода обустроен пандус, установлена доступная входная группа: проем дверей соответствует требованиям нормативов, необходимых для прохода инвалида, передвигающегося на коляске, имеются соответствующие указатели. Со стороны центрального входа входные группы доступны (соответствуют требуемым размерам) для детей-инвалидов, имеющих различные нарушения, в том числе опорно-двигательного аппарата.
-
В рамках программы «Доступная среда» учреждение укомплектовано пандус-платформой (складной) для детей с нарушениями в развитии ОДА (ДЦП).
-
Холл первого этажа корпуса №1 оборудован поручнями.
-
В школьном туалете предусмотрена одна специализированная туалетная кабинка для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине составляет не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы прочно закреплены. Раковины в туалете предусмотретна на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой же высоте.
-
Имеется цветная маркировка для слабовидящих граждан.
-
Школа обеспечила визуальные таблички, пиктограммы и знаки для инвалидов по зрению, предназначены для облегчения ориентации, повышения безопасности, получения достаточного количества информации, в условиях образовательной организации.
Специальные условия питания:
-
условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: дотационное (бесплатное) питание;
-
в дошкольном отделении — организация питания осуществляется на основе принципов «щадящего питания». При приготовлении блюд соблюдаться щадящие технологии: варка, запекание, припускание, пассированние, тушение, приготовление на пару. Дети-инвалиды, посещающие школу, питаются бесплатно.
Специальные условия охраны здоровья:
-
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
-
В школе имеются оборудованная медицинская комната. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует лицензированный медицинский кабинет. Оснащение: медицинская документация, ростомер, медицинские весы, холодильник, бактерицидная лампа, облучатель бактерицидный, аппарат для измерения артериального давления, умывальник и другой медицинский инструментарий, градусники, медикаменты для оказания первой медицинской помощи.
-
Учреждение обеспечено бактерицидными рециркуляторами воздуха.
-
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. Возможно дистанционное обучение, обучение на дому, обучение по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
-
Организован постоянный контроль со стороны администрации школы и медицинской сестры за соблюдением санитарных норм и правил, эпидемиологического режима, организации приема пищи и норм питания, расписанием занятий, прохождением педагогическим коллективом медицинского осмотра.
-
Составление образовательного маршрута для детей с ОВЗ и детей – инвалидов производится с учетом их психофизических возможностей.
-
Учебный процесс детей-инвалидов и детей с ОВЗ сопровождается педагогом - психологом, социальным педагогом.
-
Занятия физической культурой осуществляются с учетом установленной для ребенка группы здоровья.
-
В Учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия: проведение профилактических осмотров; мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении; осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости; обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием всех помещений Учреждения; осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий; осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
-
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил.
-
В дошкольных группах проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры. Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
-
особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с сайтом образовательной организации, на котором существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски;
-
В кабинете русского языка и литературы, 2 кабинетах начальной школы и библиотеке установлены компьютеры с программами для детей с ослабленным зрением и не имеющим возможности писать самостоятельно. Кроме того, в школьной библиотеке имеются два увеличителя текста и мультимедийное обеспечение для неслышащих и слабослышащих детей с нарушением речи.
-
В дошкольном отделении — воспитанники не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
-
Имеется мультимедийное обеспечение для неслышащих и слабослышащих детей с нарушением речи «Живой звук 3.01»
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: -
В рамках программы «Доступная среда» учреждение укомплектовано: аппаратно-программным комплексом для детей с нарушениями в развитии ОПА (ДЦП) (3 шт., 1 - используется в начальной школе); аппаратно-программным комплексом для слабослышащих детей (1 шт.); комплектом оборудования для слабослышащих детей (система звукового поля на класс) (1 шт.): столиком для детей с нарушением в развитии.
-
Для детей со сложной структурой дефекта (слабовидящая, умственно отсталая), были закуплены специальные учебники и выданы на бесплатной основе
-
В случае необходимости, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования могут быть предоставлены. Во время проведения занятий в классах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет.
-
В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования предоставляются в постоянное пользование
-
В дошкольном отделении специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не имеется.